| 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
Женская логика звука. Не так давно один известнейший московский салон hi-fi отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории»,  аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и  принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали  деньги обратно.  | 
  |||||||||||
Главные составляющие  | 
  |||||||||||
Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на   звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной   прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук    спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А   основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три   его составляющие.   | 
  |||||||||||
Во-первых   | 
  |||||||||||
Басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во   многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся   «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения   разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи   всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и   воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно   обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего,   кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем   доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий   «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в   20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен»   — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната   будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман   жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его   стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров!   Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее   — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому,   80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на   басовую составляющую.  | 
  |||||||||||
Во-вторых  | 
  |||||||||||
Высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной   точке пространства стало не столь актуальным с изобретением   многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все   равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом   определяют общее впечатление от дорожки.   | 
  |||||||||||
И, в-третьих  | 
  |||||||||||
Средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое   оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить   тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно   добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но   вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.  | 
  |||||||||||
Ремонт, ремонт и еще раз ремонт  | 
  |||||||||||
Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего   помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел   жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от   20-30 м2. Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для   многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но   если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое   большое помещение для вашего хобби.   | 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
7.	Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и   систему.  По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая   мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов,   несколько раз  запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в   зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности   разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.  | 
  |||||||||||
8.	Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки   прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого   сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте   полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так   называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой   обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной   бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или   пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.  | 
  |||||||||||
9.	Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30%   превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под   колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.  | 
  |||||||||||
Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и   закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное   помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в   бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая   стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около   $4,000 под финишную отделку.  | 
  |||||||||||
      На заметку   | 
  |||||||||||
Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не   стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно   улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную   восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и   обилием мебели.  | 
  |||||||||||
1. 
    Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными  дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно  оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на  «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее  однородной.  | 
  |||||||||||
2. 
    Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе  позволить и закройте им всю площадь пола.  | 
  |||||||||||
3. При невозможности заменить окна  современными  стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.  | 
  |||||||||||
4. Используйте мраморные плиты под сабвуфер и акустику.  | 
  |||||||||||
5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.  | 
  |||||||||||
6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте   несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения   резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.  | 
  |||||||||||
7. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.  | 
  |||||||||||
Бюджетные хитрости  | 
  |||||||||||
1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места   картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие   «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.  | 
  |||||||||||
2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их   можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по   своим акустическим свойствам  они мало отличаются от гранита.  | 
  |||||||||||
3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в   углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.  | 
  |||||||||||
4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.  | 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
  | 
  |||||||||||
Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение   десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев  капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда —   равно, как и возможности улучшения звука именно  в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не   слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки   заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как   итальянский гарнитур.  | 
  |||||||||||
А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается   новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в   магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.   | 
  |||||||||||
  |